ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ: катастрофа советской экономики

Автор:: Андрей Кравченко Опубликовано:: 2010-12-11 10:04:09

В сегодняшних исследованиях при освещении Великой Отечественной войны очень мало уделяется внимания экономическим вопросам ведения столь крупномасштабных боевых действий. А ведь победа советского народа была достигнута не только усилиями солдат и офицеров Красной Армии, но и огромным, буквально изнуряющим трудом простых советских граждан в тылу. Люди работали с предельной, а зачастую и запредельной отдачей буквально следуя лозунгу "Все для фронта! Все для Победы!" Полуголодные, измученные каждодневными лишениями и невзгодами, без выходных и праздников они работали по 10-12 часов в сутки. Труженикам тыла принадлежит веское слово в Победе над нацисткой Германией...

В сегодняшних исследованиях при освещении Великой Отечественной войны очень мало уделяется внимания экономическим вопросам ведения столь крупномасштабных боевых действий. А ведь победа советского народа была достигнута не только усилиями солдат и офицеров Красной Армии, но и огромным, буквально изнуряющим трудом простых советских граждан в тылу. Люди работали с предельной, а зачастую и запредельной отдачей буквально следуя лозунгу "Все для фронта! Все для Победы!" Полуголодные, измученные каждодневными лишениями и невзгодами, без выходных и праздников они работали по 10-12 часов в сутки. Труженикам тыла принадлежит веское слово в Победе над нацисткой Германией.

До войны Советский Союз значительно уступал Третьему Рейху по промышленному производству и техническому обеспечению. Германия контролировала материальные ресурсы практически всей континентальной Европы. Но, уступая в промышленном развитии, СССР имел и некоторые преимущества перед Германией. К этим преимуществам можно отнести: наличие огромной территории, богатые природные ресурсы, большое количество трудолюбивого и патриотично настроенного населения и весьма эффективную (в условиях тотальной войны) плановую и финансовую систему управления экономикой.

Однако чтобы эффективно воспользоваться этими преимуществами требовалась более рациональная, чем у противника, организация военного и народного хозяйства. Советскому государству удалось создать весьма отлаженную экономику военного времени, и в этом, несомненно, большую роль сыграл Государственный Комитет Обороны (ГКО) и его председатель И.В. Сталин, как бы его сегодня не ругали. Созданный 30 июня 1941 года именно этот чрезвычайный орган управления стал сосредоточением всей военной, политической и экономической власти в Советском Государстве. "В руках Государственного комитета обороны сосредотачивается вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного комитета обороны". ("Россия, ХХ век. Документы". М. 1998. Т 2).

Для чего же И.В. Сталину понадобилась "вся полнота власти"? Ведь он и так был Генеральным секретарем КПСС и председателем Совнаркома и, фактически, единоличным правителем всего государства? Тут есть некий элемент предвидения. Вот уж чего нельзя отнять у Иосифа Виссарионовича, так это наличия действительно государственного склада ума. При всех остальных его чудовищных преступлениях.

Уже к концу первой недели войны стало понятно, что гигантский госаппарат потерял целостность, частично оказался парализованным и не мог даже удовлетворительно исполнять свои функции, особенно в области управления войсками, материальными ресурсами, а также местными органами власти. В этих условиях требовалось оперативное принятие решений, концентрация усилий и ресурсов на определенной задаче, твердое, последовательное и эффективное проведение (и продавливание) в жизнь принятых на бумаге решений.

Вот как описывает работу ГКО генерал А.Хрулев: "Заседаний ГКО в обычном понимании, т.е. с определенной повесткой дня, секретарями и протоколами не было. Процедура согласования с Госпланом, наркоматами и ведомствами вопросов снабжения армии, в том числе организация новых производств, была упрощена до предела". (А.Хрулев "ВИЖ", 1961, №6. С 66).

Например, уже 15 июля 1941 года, в ГКО обсуждались и решались вопросы организации массового производства танков при участии В.А. Малышева, наркома вооружений Д.Ф. Устинова, наркома черной металлургии И.Ф. Тевосяна, и председателя Госплана Н. А. Вознесенского. 28 июля решались вопросы по обеспечению армии боеприпасами и некоторыми видами вооружений, с участием Н.А. Вознесенского, наркома боеприпасов П. Н. Горемыкина, Д.Ф. Устинова, начальника ГАУ Н.Д. Яковлева. К такому обсуждению заранее и тщательно готовились проекты постановлений. Предварительное согласование планов выпуска военной продукции проводилось с Госпланом заранее. В целом такая "упрощенная" схема доказала свою высокую эффективность. Главная функция ГКО состояла в том, чтобы направлять и контролировать работу наркоматов. В исключительных случаях ГКО мог заниматься организацией непосредственного выполнения той или иной задачи. Влияние ГКО на военную экономику СССР времен Великой Отечественной войны сложно переоценить.


Промышленность

На промышленность СССР легла главная ответственность за материально-техническое решение ключевой задачи длительной войны - достижения перевеса над вооружением противника. При этом речь шла не только о количественном превосходстве, но и о качественных характеристиках вооружения. Забегая вперед следует признать, что эти задачи, вопреки бравурным реляциям исторических исследований советсткгого периода, в полной мере достичь так и не удалось. Удалось лишь безоговорочно превзойти Германию в количественном отношении, а в показателях качества удалось достичь некоего паритета. Именно поэтому не совсем честные, зато очень политизированные исследователи сегодня пишут о том, что, дескать, Германию удалось победить только и исключительно потому, что ее "завалили мясом" советских солдат. На самом деле победа "мясом" - это несусветная глупость! Так победить невозможно. А иначе, если бы это было так просто, то почему китайцы не завалили своим "мясом" всю Японию еще в конце 1930-х?

Летом 1941 года наша промышленность ни в коей мере не отвечала жестким требованиям современной войны. Оккупация немецкими войсками значительной части территории страны (причем наиболее экономически развитых территорий!) чрезвычайно ослабила и сузила производственный потенциал СССР. С формальной точки зрения критическое состояние военной экономики СССР в конце 1941 года вообще исключало благополучный исход войны для страны. Но произошло, как писали в советских учебниках, "чудо": потеряв часть своих физических сил и мощностей, промышленность СССР не только смогла возродиться, но и по многим показателям превзошла промышленность противника.

Массовый характер нововведений и рационализации стал важным фактором преодоления постоянного напряжения и диспропорций военной экономики. Чрезвычайная нужда заставляла искать и находить нестандартные решения, как в рамках всего народного хозяйства, так и в рамках отдельных предприятий и даже отдельных рабочих мест.

Все это было направлено на достижение стратегических задач длительной войны: резкого увеличения выпуска всех видов вооружений и боеприпасов, улучшения (по возможности) их качества, сокращения сроков освоения в производстве новейших образцов боевой техники. Конечно прилагаемые усилия по удешевлению и упрощению конструкций военной техники, улучшению ее качества, экономии времени, дефицитного сырья и энергоресурсов давали свои плоды. Но это не могло полностью компенсировать страшный дефицит продукции тяжелой промышленности, так как целый ряд ее производств остался на оккупированных территориях.

В первый год войны в СССР прекратили работу 61 доменная печь, 255 мартенов, 174 прокатных стана, 131 коксовая батарея. 60% добытого угля в стране в 1940 году приходилось на Донецкий угольный бассейн, который был потерян. Как было возможным возместить такие гигантские потери?


В первые два года войны в восточные районы страны было эвакуировано 2,5 тысячи промышленных предприятий и 10 миллионов рабочих. Но они физически были не в состоянии возместить полностью потери, вызванные оккупацией. Это создало ряд серьезных диспропорций, которые так и не удалось решить до конца ВОВ. Давайте посмотрим на данные таблицы 1:

Таблица 1. Динамика промышленности и ее отдельных отраслей (1940 год = 100%)
Год 1941 1942 1943 1944 1945
Вся промышленность 98 77 90 104 92
Оборонные отрасли 140 186 224 251 215
Электроэнергетика 96,7 60,2 66,9 81,2 89,6
Топливные отрасли 93,4 50,1 57,2 66,7 77,8
Добыча угля 41,3 40,2 49,6 64,7 81,9

Здесь особое внимание привлекает существенное отставание топливных отраслей и особенно добычи угля от потребностей промышленности и ее оборонных отраслей на протяжении всей войны. Причины этого понятны. Трудно понять каким образом выходили из этого положения.

Как видно из таблицы 1, именно 1943 год стал тем рубежом, с которого началось постепенное восстановление добычи угля в СССР. Общий прирост добычи по сравнению с 1942 годом возрос на 17,6 млн. тонн, или 23%. Из них в Кузбассе добыли около 4 млн. тонн, еще 5,8 млн. тонн добыли в Подмосковном бассейне. Урал добавил 4,7 млн. тонн, Карагандинский бассейн - 2,6 млн. тонн. Полное освобождение Донецкого бассейна завершилось в 1943 году, и к концу этого года шахтеры Донбасса успели добыть 4,1 млн. тонн угля.

В 1944 году шахты Донбасса дали уже 20,3 млн. тонн угля, что составило 17% добычи в СССР, но первенство все еще принадлежало Кузбассу - 22%. Добыча в Кузбассе в тот год возросла еще на 2,2 млн. тонн.

Нефтедобыча в СССР в период ВОВ также пережила ряд кризисов, схожих с проблемами угольщиков. Причем нефть - кровь современной моторизованной армии и малейшие колебания уровня ее добычи и переработки весьма негативно сказывались на ходе военных действий.

Таблица 2. Добыча нефти, включая газовый концентрат
Год 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Млн. тонн 31,1 33 22 18 18,3 19,4
В % к 1940 году 100 106 71 58 59 62

Как видим, основное падение добычи пришлось на 1942 год (в %), когда немцы захватили нефтеносные районы Майкопа и Грозного, и выйдя к Сталинграду фактически перекрыли основной транспортный путь для бакинской нефти в центральные районы СССР. Для транспортировки нефти из Баку оставался "окружной" маршрут через Каспий, далее по Казахстану, в РСФСР. В итоге, стоимость доставки сырой нефти стала превышать ее собственную цену. Тогда из Баку стали транспортировать готовый автомобильный и авиационный бензин. В Азербайджане образовались огромные излишки "обезжиренной" (отбензиненной) нефти. Ей заполнили все подходящие емкости и еще около 5 млн. тонн перекачали в лощины и овраги и сохраняли как резерв. Часть нефтяных промыслов, даже в условиях войны, пришлось законсервировать, так как не имели возможности вывезти ее продукцию.


Недостаток топлива стал одной из причин падения объемов выпуска продукции черной металлургии. В начальный период войны нехватка практически всех видов металлопроката резко обострилась, потребности военных отраслей промышленности резко возросли, а более половины мощностей черной металлургии оказались в зоне оккупации. До конца ВОВ отечественная промышленность, транспорт, строители испытывали хронический дефицит металла и ликвидировать его так и не удалось.

Таблица 3. Соотношение выплавки чугуна и стали в СССР и Германии (объем производства Германии = 100%)
Год 1940 1941 1942 1943 1944
Чугун 107 89 31 35 55
Сталь 96 86 39 41 59

Если накануне войны объемы выплавки черных металлов в СССР и Германии были примерно на одном уровне, то в 1942-1943 годах это соотношение стало 1:3 в пользу Германии. При этом выплавка стали в Германии практически не увеличивалась, колеблясь в пределах 20 млн. тонн, а в СССР она сократилась больше чем в 2 раза.

Таблица 4. Производство стали в СССР и Германии млн. тонн (Германия в границах 1937 г.)
1940 1941 1942 1943 1944
СССР 18,3 17,9 8,1 8,5 10,9
Германия 19,1 20,8 20,5 20,7 18,3

По оценке германских специалистов в 1940 году объем военного производства Германии превосходил уровень СССР на 20%. В 1941 году СССР сумел изменить пропорцию в свою сторону и уровень военного производства стал 100:142 в пользу нашей страны. Однако в последующие два года Германия, лишив Советский Союз топливной и металлургической базы, сумела догнать его по валовому выпуску военной продукции.

Таблица 5. Объем военного производства некоторых стран в 1940-1943 гг. млрд. долл. (в ценах 1940 года по нем. данным)
Год 1940 1941 1943
США 1,5 4,5 37,5
Великобритания 3,5 6,5 11,1
СССР 5 8,5 13,9
Германия 6 6 13,8

Данные таблицы 5 рассчитаны в конце войны Институтом экономических исследований при "Имперской службе вооружений" под руководством известного экономиста-статистика Р. Вагенфюра. Точность их вызывает сомнения, но позволяет хотя бы примерно оценить характер и общие результаты гонки вооружений в ходе Второй Мировой войны.


Своеобразной "лакмусовой бумажкой", позволяющей взглянуть на ход экономического противостояния СССР и Третьего Рейха, является авиационная промышленность, как наиболее наукоемкая среди всех отраслей военной промышленности. Качества современного самолета (а значит во многом и успех в бою) зависят напрямую от творческого потенциала конструкторов и степени использования достижений фундаментальной и прикладной теории, как в аэродинамике, так и в металлургии, химии, оптике, в технологии и организации производства, внедрении новейших разработок и квалификации кадров. Авиапромышленность очень сложное и многогранное производство. Оно включает в себя самолетостроение (постройку планера летательного аппарата), моторостроение, приборостроение, разработку и производство авиационного вооружения, малую металлургию и т.д. И если до войны самолетостроители были неким "привилегированным" классом высокопрофессиональных рабочих и конструкторских кадров, то после начала ВОВ многие их "привилегии" были забыты, осталась одна - работать на благо фронта и "при этом люди работали до изнеможения. От темна до темна там, где не было освещения. И посменно круглые сутки, если электросеть была уже проведена. Страшно неловко себя чувствуешь, зная, что при такой напряженной работе не можешь дать людям не только нормального отдыха в тепле, но даже не имеешь возможности накормить их горячей едой…". (А. Шахурин. "Крылья победы" М. 1983 с. 115).

Самолетостроение является потребителем качественных сталей, цветных металлов (особенно алюминия), резины, высокооктанового бензина, специально отобранной древесины и множества других материалов. Количество поставщиков каждого авиазавода исчисляется сотнями. В условиях развала кооперации в первый год войны наладить бесперебойное материально-техническое обеспечение авиапромышленности вообще было задачей почти неразрешимой.

Плюс к тому необходимо было эвакуировать около 100 заводов. В том числе из крупных: Запорожский и Рыбинские моторные, Воронежский авиастроительный. Особенно болезненной была эвакуация Московской группы авиазаводов. Эвакуация только одного авиазавода включала демонтаж и погрузку 3-5 тысяч единиц оборудования, в том числе таких габаритных, как гидравлические прессы, котлы, прецизионные (т.е. особо высокоточные) станки. А также 10-15 тысяч работающих, а с учетом семей до 50-60 тысяч человек. Представьте сложность переброски на тысячи километров небольшого города.

С 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года советские ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолетов. Из них только 3 743 (20%) новых типов. Неудивительно, что ВВС СССР превосходили немецкие по количеству самолетов, но сильно уступали в качестве. Плюс к тому, в отличие от летчиков люфтваффе, советские пилоты почти не имели боевого опыта. Если же немецкие асы встречались с "обстрелянными" советскими летчиками результаты боев нередко были в пользу наших истребителей.

Приведу цитату "незаинтересованных" исследователей: "Немцы, американцы и англичане, все вместе, долго разделяли роковое заблуждение относительно достижений Советского Союза. … Советский Союз представляет странное сочетание низкого уровня жизни с блестящими техническими достижениями, что противоречит западным понятиям и приводит к огромному количеству ошибок при оценках… Советский Союз был во многих отношениях лучше подготовлен к войне, чем Британия в 1939-м, или США в 1941 году". (Р. Толивер, Т. Констебль "Лучший ас Второй мировой войны" М. 2000 с. 179, 181).


Благодаря самоотверженному труду работников авиапромышленности перелом произошел уже в начале 1942 года. В январе этого года в войска было отправлено 900 боевых самолетов. Были запущены заводы-переселенцы. После контрнаступления советских войск под Москвой стало возможным возродить авиапроизводство в столице. Все это позволило существенно нарастить производство боевой авиации.

Таблица 6. Производство боевых самолетов в СССР и Германии во время войны (тыс. шт.)
Год 1941 1942 1943 1944 1945
СССР 8,2* 21,7 29,9 33,2 19,1**
Германия 9,5 12,9 22,1 34,4 2,5***

* второе полугодие
** январь-август 1945
*** январь 1945

Заметно, что германская авиапромышленность сделала "рывок" в постройке боевых самолетов в 1943 и 1944 годах, и это несмотря на начавшиеся бомбардировки союзной авиации. Но было уже поздно - господство в воздухе полностью перешло к странам антигитлеровской коалиции.

Про танкостроение сказано достаточно много. Но вот артиллерия бывает незаслуженно обойденной на фоне ВВС и танковых войск.

Таблица 7. Количество орудий и минометов на советско-германском фронте (тыс. ед., без учета 50-мм минометов и реактивных установок)
Сторона СССР Германия*
22.06.41 34,7 47,3
01.05.42 43,6 43
01.11.42 72,5 70,1
01.07.43 98,8 54,3
01.01.44 88,9 54,6
01.01.45 91,4 28,5

Как видно из этих данных таблицы 7, уже к середине 1942 года количество артиллерии противоборствующих сторон на Востоке выровнялось. Произошло это, в том числе, в результате огромного напряжения сил работников артиллерийских КБ и заводов, часть из которых также перенесла эвакуацию. В дальнейшем советские войска на протяжении 1943-1945 годов превосходили ВС Рейха по количеству артиллерийских систем почти вдвое, а на заключительном этапе войны почти в 4 раза.


Сельское хозяйство

Надо отметить, что наибольший удар война нанесла по крестьянству. И если в городах часть мужского населения по тем или иным причинам освобождалась от службы в армии, то почти все здоровые и трудоспособные мужики из сел и деревень попали на фронт. Огромное количество молодых женщин из сельской местности было мобилизовано для работы в промышленности, на стройки, и т.д. Общая численность трудоспособного населения на селе в 1943 году сократилась, по сравнению с предвоенным 1940 годом, в два раза. А мужского населения в 5 раз! Вся тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин. Так, в составе трудоспособного населения колхозов доля женщин возросла с 56 до 73%, среди трактористов с 21 до 55%.

При этом сельское хозяйство оказалось без автомашин и тракторов, мобилизованных в действующую армию. Из тех же, что остались, многие были не на ходу, а запасных частей не было. Крайне остро ощущалась нехватка ГСМ, которую почти полностью потребляла РККА. Основную часть лошадей также мобилизовали для нужд армии. В результате сельское хозяйство СССР было отброшено буквально в каменный век, что вызвало резкое падение производства продовольствия. К тому же 38% наиболее плодородных посевных площадей страны было оккупировано немцами и их союзниками.

Таблица 8. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в СССР (млн. тонн)
Год 1940 1941 1942 1943 1944 1945
зерновые 95,5 55,9 29,7 29,4 49,1 47,2
Сахарная свекла 18 3,3 2,1 1,3 4,1 5,5
картофель 75,9 26,4 23,8 34,9 54,9 58,1
Мясо, убойный вес 4,7 4,1 1,8 1,8 2 2,6
молоко 33,6 25,5 15,8 16,4 22 26,4

Из таблицы 8 видно, что наиболее трудными для сельского хозяйства СССР были 1942-1943 года. Когда оккупанты полностью захватили Украину, Молдавию, Белоруссию, многие районы России, в том числе Кубань. На оставшихся землях тенденция падения производства набрала силу под воздействием отрицательных факторов, к которым можно отнести: недостаток машинной техники, топлива, семян, минеральных удобрений, рабочей силы, кормов для скота и т.д. Заметный подъем сельского хозяйства произошел в 1944 году, когда от захватчиков была освобождена вся территория СССР.

 


Коснусь коротко и вопроса ленд-лиза, хотя это тема для отдельной статьи. Условно все поставки в СССР из США и Великобритании можно разделить на три этапа.

1. На первом этапе, когда в стране осуществлялась массовая эвакуация предприятий, были потеряны огромные территории и ресурсы для военной промышленности в структуре поставок преобладали отдельные виды вооружений, в том числе танки и самолеты, станки и другое технологическое оборудование, сырье и горючее.

2. Второй этап поставок по ленд-лизу (середина 1942- середина 1943 года) имел свои особенности. В это время военная промышленность СССР уже освоила массовый выпуск довольно дешевых и качественных танков, самолетов, артиллерийских орудий, не уступавших по боевым характеристикам вооружению немецкой армии. Но большая часть сырьевой базы промышленности еще находилась в руках оккупантов. Это, при возросших потребностях промышленности привело к острому дефициту металла, энергии и ряда других материалов. В этих условиях структуру поставок поменяли в сторону увеличения поставок сырья, материалов и энергоносителей.

3. На третьем этапе (1943-1945), после освобождения всей территории страны и почти полного коллапса сельского хозяйства, которое просто не в состоянии было прокормить более чем 170-миллионное население страны, резко увеличились поставки продовольствия, которые достигли трети всех поставок. Наверное, каждый советский солдат тех времен помнит вкус американской свиной тушенки, и яичницу из американского яичного порошка.

К сожалению напрашивается вывод, что российская (украинская, белорусская) деревня так до конца и не восстановилась после Великой Отечественной войны. Именно крестьянство понесло наиболее серьезные людские потери в СССР. В послевоенном селе практически исчезли многодетные семьи, всегда бывшие опорой Российской империи в дореволюционный период. Большая крестьянская семья постепенно превратилась в семью с одним ребенком, то есть не воспроизводила саму себя. Не следует забывать, что крестьянские семьи на протяжении веков служили основным источником роста численности славянского населения России. И замены им не было и нет…

Источники:
"Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне". М. 1990. (таблицы).
"Оружие победы". М. 1987. С.75
"Промышленность Германии в период войны 1939-1945 гг". М. 1956.
Р.А. Белоусов "Превосходящая мощь (об эффективности советской военной экономики)". Сборник "Покушение на великую Победу". М. Эксмо 2005.