Форсирование рек в Великую отечественную войну

Автор:: Опубликовано:: 2009-09-25 16:44:14

Саперные деревянные лодки служили дополнительным переправочным средством для войск. Однако, как показал опыт войны, они нередко становились основными средствами переправы. СДЛ представляла собой досчатую плоскодонную лодку, обладающую грузоподъемностью около 2 тонн. Ее вес был 280-300 кг. Время на изготовление лодки в полевых условиях составляло примерно восемь рабочих часов саперного отделения. Перевозилась она на...

Первая мировая и гражданская войны велись на сухопутном театре военных действий, в основном, с применением пехоты, кавалерии и артиллерии. Перед командованием участников вооруженной борьбы в ходе совершения маневра, наступательных и оборонительных действий нередко возникала проблема переброски войск, вооружения и техники на противоположный берег водной преграды.

Ввиду отсутствия в частях и соединениях Красной Армии относительно тяжелого вооружения, для обеспечения преодоления войсками водных преград имелось, в основном, легкое переправочное имущество. Это: поплавок Полянского, лодка Иолшина, полупонтоны, из которых могли собираться различные плоты, понтоны, паромы, наплавные мосты.

Полупонтоны, составлявшие основу понтонного парка (понтонного батальона) в середине 20-х годов подразделялись на два вида - носовые и средние и представляли собой железные плоскодонные конструкции, ограниченные снизу днищем, а с боков двумя отвесными бортами. Средний вес носового полупонтона был около 460 кг (примерно 28 пудов), среднего - 440 кг (около 27 пудов*). Грузоподъемность при осадке по ватерлинию носового полупонтона достигала 1930 кг (около 118 пудов), среднего - 1800 кг (110 пудов). Из полупонтонов собирались понтоны, служившие мостовыми устоями (опорами), средством для перевозки личного состава и грузов или составной частью парома.

Для рекогносцировочных работ на воде использовалась вьючная парусино-капковая лодка системы Иолшина. Длина лодки была 3,048 м (около 10 футов), ширина между бортами у весельных уключин - 1 м (примерно 3 футов 6 дюймов), высота бортов над дном у весельных уключин - 0,5 м (1 фут 8 дюймов).

Вес лодки - 50 кг; при намокании вес лодки увеличивался вдвое. Подъемная сила лодки составляла около 400 кг (примерно 25 пудов). Практически все военно-инженерное переправочное имущество перевозилось на повозках различного назначения. Некоторое исключение составляли складные парусиново-капковые лодки системы Иолшина, которые транспортировались вьючным способом.

Поплавок Полянского имел вес 2 кг. Размеры надутого поплавка-0,7х0,36х0,35 м (1х1/2х1/2 аршин); при половинном погружении грузоподъемность составляла 24-28 кг, при полном погружении в воду - 48-56 кг; на надувание поплавка в среднем уходило 7 минут. Поплавок тонул при четырех пулевых пробоинах при полной нагрузке через 1,5- 2 минуты. Из поплавков Полянского собирались паромы, плоты, мосты, позволявшие производить переправу войск от одиночного бойца до тяжелого полевого орудия.

Помимо переброски войск с использованием переправочных средств, личный состав, лошади, орудия могли переправляться на другой берег по мостам на жестких опорах. По ним перевозились грузы от легких до сверхтяжелых:

ТАБЛИЦА 1. Классификация нагрузок на военные мосты.
Класс нагрузки Общий вес гусеничной системы, кг Общий вес колесной системы, кг Предельное даление на ось, кг
Л (легкий) 6 000 4 000 3 000
С (средний) 15 000 9 500 7 000
У (усиленный) 24 000 13 000 10 000
Т (тяжелый) 45 000 20 000 15 000
СТ (сверхтяжелый) свыше 45 свыше 20 свыше 15

Развитие техники и вооружения, изменение характера вооруженной борьбы потребовали совершенствования военно-инженерной техники, в том числе и переправочно-мостовых средств. В связи с этим в 1930 году наркомом по военным и морским делам была утверждена "Система инженерного вооружения". Она определила основные тактико-технические характеристики будущих инженерных средств и установила порядок их разработки и оснащение ими инженерных войск Красной Армии.

Ввиду технического переоснащения войск, принятый на вооружение в 1926 году переправочно-мостовой парк на надувных лодках А-2 был заменен в следующем году парком на лодках А-3. Вообще лодка А-3 (рис.5) предназначалась для десантных переправ, сборки паромов и наводки мостов в парках МдПА-3 и УВСА-3. Вес снаряженной лодки был около 450 кг.

Грузоподъемность достигала 3600 кг, а скорость движения по воде 4 км/ч. Накануне и в годы войны перевозка парков из лодок А-3 осуществлялась, как правило, на автомобилях.


В 1934 году в войска начал поступать тяжелый парк Н-2-П (в послевоенной литературе встречается как Н2П) с открытыми металлическими понтонами. Парк (три взвода) состоял из 33 носовых (вес каждого - 950 кг) и 15 средних (вес каждого - 1050 кг) полупонтонов, шесть козловых опор, 27 навесных двигателей. Взвод Н-2-П перевозился на 27 машинах ЗИС-6. Длина походной колонны достигала 1,5 км. Разгрузка и спуск на воду обычно производились с помощью крана в течение 20 минут. Допускался поднос полупонтона от места выгрузки к берегу на руках (требовалось 25 человек). Из имущества одного взвода Н-2-П можно было собрать 8 понтонов, из парка - 24 понтона. Легкие грузы, личный состав переправлялись на нормальных, одинарных и полуторных понтонах. Для переправы тяжелых грузов применялись три вида паромов:

ТАБЛИЦА 2. Паромы из парка Н-2-П (довоенный).
Тип парома Грузо-подъемность, кг Кол-во понтонов Время сборки, мин Рабочая сила Кол-во паромов
из парка Н-2-П из взвода Н-2-П
Нормальный 12 000 2 30 2 мл. командира, 16 саперов 12 4
Усиленный 24 000 3 34 3 мл. командира, 24 сапера 8 2+1 нормальный
Тяжелый 32 000 4 34 4 мл. командира, 32 сапера 6 2

Из парка Н-2-П собирались различные мосты (см. табл. 3). Допускалось сборку моста производить из полупонтонов, понтонов и паромов. Наводка моста из паромов требовала времени почти вдвое меньше, чем из отдельных понтонов и занимала около 30-45 минут.

ТАБЛИЦА 3. Мосты из парка Н-2-П (довоенный).
Тип моста Грузоподъемность, кг Время наводки, мин Из парка Н-2-П Из взвода Н-2-П
длина моста, м рабочая сила длина моста, м рабочая сила
Нормальный в одну ленту движения 12 000 60 189 2 саперные роты 63 1 саперная рота
Нормальный в две ленты движения 12 000 100 107 2 саперные роты 31 1 саперная рота
Усиленный в одну ленту движения 24 000 70 139 2 саперные роты 38 1 саперная рота
Усиленный в две ленты движения 24 000 120 82 2 саперные роты нет нет

Необходимо отметить, что к сентябрю 1939 года парк Н-2-П превосходил по многим показателям понтонно-мостовые парки практически всех основных участников Второй мировой войны:

ТАБЛИЦА 4. ТТХ некоторых понтонных и лодочных парков СССР, США, Англии и Германии в начале войны.
ТТХ СССР Германия Англия США
парки на лодках А-3 НЛП Н-2-П довоенного образца улучшенный понтонный парк парк из больших складных лодок легкий понт. парк тяжелый понт. парк
Понтон - - составной цельный - цельный цельный
Масса, кг 135 350 1 600 532 317,5 560 1 400 (дер),
1630 (сталь)
Грузоподъемность, кг 3 500 3 500 12 700 6 000 3 120 5 500 11 800
Нормальный мост, кг - 3 500 12 000 5 000 - 7 500 23 000
Усиленный мост, кг 6 750 9 000 24 000 11 000 16 000 - -
Материал прорез. ткань фанера, дюраль железо оцинков. целезо фанера, дюраль фанера, дюраль дерево, сталь

В 1934 году на вооружение был принят легкий парк НЛП со складными понтонами из бакелизированной фанеры, заменивший перешедший из старой русской армии понтонный парк Томиловского (см. таблицу 4). Грузоподъемность парка НЛП впоследствии была доведена до 16 тонн. Для перевозки паромов по воде в довоенные годы были созданы буксирно-моторный катер БМК-70, полуглиссер НКЛ-27 и судовые забортные агрегаты СЗ-10 и СЗ-20.

Одновременно с тяжелыми, средними и легкими переправочными парками на вооружение в довоенные годы поступил также ряд легкопереправочных средств. Это: саперные деревянные лодки (СДЛ), труднозатопляемое имущество (ТЗИ), малая надувная лодка (ЛМН), плавательный костюм (ПКТ) и другие.

Саперные деревянные лодки служили дополнительным переправочным средством для войск. Однако, как показал опыт войны, они нередко становились основными средствами переправы. СДЛ представляла собой досчатую плоскодонную лодку, обладающую грузоподъемностью около 2 тонн. Ее вес был 280-300 кг. Время на изготовление лодки в полевых условиях составляло примерно восемь рабочих часов саперного отделения. Перевозилась она на роспуске парой лошадей.

В зависимости от количества спаренных лодок, можно было переправлять различные грузы: на одной лодке - стрелковое отделение или батальонную пушку с обслуживающим расчетом; на двух лодках - 76 мм пушку с передком или грузы до дивизионной артиллерии включительно; на трех лодках - грузы до корпусной артиллерии включительно.

Труднозатопляемое переправочное имущество (ТЗИ), при простоте обращения, отличали быстрота сборки конструкции и.труднозатопляемость от ружейно-пулеметного огня противника. В комплект ТЗИ входило 32 поплавка, 32 подкладочных доски, 16 звеньев и перильных досок с уключинами.

Поплавок ТЗИ представлял собой изготовленный из прочной ткани мешок (3,0х0,5х0,3 метров), пропитанный водонепроницаемым составом, набиваемый труднозатопляемым материалом (ТЗМ): сердцевиной подсолнуха, пушком кендыря, пушком ласточника, а также сеном, соломой, сухой хвоей, стружками и др.

К днищу поплавка были пришиты четыре брезентовых ремня для крепления к поплавку подкладочной доски. Вес оболочки поплавка 6,7 кг, в набитом состоянии - 30-40 кг, полезная грузоподъемность - 250 кг.

Из имущества ТЗИ собирались плоты, мосты практически любой конфигурации, позволяющие переправлять от одиночного бойца до пехоты в колонне по два, 76-мм орудия, груженой двуколки весом до 800 кг, повозки весом до 1000 кг и другие средства.


Малая надувная лодка (ЛМН) предназначалась для ведения инженерной разведки и обслуживания работ при переправе через водные преграды: связь, спасательные команды и др. Снаряженная лодка имела размеры: длину - 3,2 м, ширину - 1,25 м, высоту - 0,4 м и весила около 43 кг. В комплект лодки входили: лодка, днище, три весла, ножной мех, шланг для надувания лодки, чехол к лодке, манжеты (для весел), мешочек для хранения запасных частей.

Плавательный костюм (ПКТ) являлся вспомогательным переправочным средством при разведке и при различных инженерных работах на воде. Он состоял из гидробрюк, пояса-поплавка, плавников - железных оцинкованных пластинок и весел. Плавательный костюм весил около 16 кг. В походном положении ПКТ переносился на спине.

Военнослужащий в плавательном костюме держался на воде в вертикальном положении. Для удобства передвижение в воде боец, делая шаг левой ногой, одновременно и в такт прогребал в воде веслом правой руки. Продолжая попеременно грести веслами и шагать, он продвигался, как правило, в намеченном направлении. Время перехода по спокойной воде на расстояние 100 м при гребле веслами - 5,5-6 мин, при гребле руками - 7-8 мин.

Перед началом Великой Отечественной войны были созданы разборные металлические мосты РММ-2, РММ-4. Последний явился основой для изготовления разборных металлических мостов для нашей армии в годы войны.

В целом, накануне второй мировой войны в Советском Союзе были правильно определены направления развития инженерной техники, переправочных средств, обеспечивающих переброску войск на противоположный берег при преодолении воинскими формированиями водных преград. Однако инженерные войска не имели достаточного количества, как самих переправочных средств, так и высокоманевренных, проходимых средств их доставки - автомобильной техники.

Именно эти недостатки оказывали существенное влияние на действия инженерных войск и как следствие на порядок преодоления водных преград стрелковыми, танковыми и механизированными частями и соединениями в ходе наступательных операций почти всю Великую Отечественную войну.

В ходе освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину в сентябре 1939 года выявились недостатки в обеспечении преодоления войсками водных преград. Прежде всего, это была слабая обученность саперов.

Так, например, в результате слабой подготовленности личного состава 21-го понтонного батальона понтонный мост через реку Днепр наводился вместо двух часов восемь часов. В результате 13-й стрелковый корпус вынужден был переправлять технику по дну, вытаскивая транспорт и орудия на канатах вручную.

Опыт боевых действий Южного фронта в июне 1940 года на Буковине и в Бессарабии свидетельствовал о необходимости укрепления понтонных частей и целесообразности замены в саперных батальонах стрелковых дивизий и корпусов переправочных парков на лодках А-3 на понтонные парки НЛП. Лодки А-3 предлагалось передать в стрелковые полки в качестве десантных средств пехоты.

За последние годы перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе была проделана огромная работа по оснащению Красной Армии всем необходимым для защиты Отечества. Существенно возрос понтонный парк, увеличилось количество переправочных средств:

ТАБЛИЦА 5. Кол-во основных переправочных средств РККА накануне Второй мировой.
Наименование Наличие
1 янв. 1935 1937 1938 1939 1940 1 янв. 1941
Парки Н-2-П 13 16 18 20 41 45 1/3
Парки НЛП - 15 17 22 27 27 1/3
Парки МдПА-3 - 95 124 152 192 192 1/2
Лодки А-3 7400 ? ? ? ? 3370
ТЗИ 590 ? ? ? ? 1017
ЛМН 95 ? ? ? ? 7696
СП-19 - - - - - 1

Однако этого, как показал опыт войны, оказалось совершенно недостаточно. Наращивание сил и средств происходило уже в ходе Великой Отечественной войны.

К началу 1942 года определились основные направления совершенствования переправочных средств, необходимых для обеспечения наступательных действий Красной Армии. Для разработки нового инженерного вооружения в феврале 1942 года был образован Инженерный комитет Красной Армии. В результате его работы понтонно-мостовые батальоны получили на вооружение деревянный мостовой парк (ДМП-42) под грузы до 30 тонн.

В этот период из-за недостатка металла советская промышленность еще не могла в полной мере покрывать потребность войск в усовершенствованных парках Н-2-П-41 (в дальнейшем Н-2-П), поэтому выпускались, в основном, деревянные понтонно-мостовые парки. Однако уже к лету 1942 года был сформирован тяжелый понтонно-мостовой полк двух батальонного состава, оснащенный новым тяжелым парком (ТМП) грузоподъемностью до 100 тонн.

Всего в 1942 году в инженерные войска поступило 33 парка Н-2-П, 45 парков НЛП, 49 парков ДМП-41, ДМП-42, 70 парков УВСА-3. В дальнейшем в годы войны шло увеличение существующего понтонного парка, количества переправочных средств.

В ходе наступательных операций инженерные войска для обеспечения переправы через водные преграды нередко применяли трофейные понтонные парки. Так, при форсировании р.Днепр в сентябре 1943 года Воронежский фронт имел: парков Н-2-П - 9, ДМП - 4, НЛП - 5, МдПА-3 - 3, УВСА-3 - 11 комплектов; трофейных парков типа "V" - 1, легких (венгерских) - 4 и некоторое количество других табельных средств (ТЗИ, СДЛ, ДСЛ и др.). Для обеспечения форсирования 15-й армией (2-й Дальневосточный фронт) реки Амур 9 августа 1945 года на участке переправы 101-й и 146-й саперные батальоны использовали по два американских переправочных парка. К концу войны в целях захвата плацдармов нередко использовали амфибии - большие и малые плавающие автомобили, как правило, иностранного производства.


Существовавшая накануне войны проблема обеспечения саперов автотранспортом, существенно обострялась в ходе наступления советских войск на большую глубину и в условиях распутицы. Например, из восьми парков Н-2-П на Воронежском фронте (форсирование Днепра) только три были полностью обеспечены автотранспортом и тракторами и продвигались за стрелковыми частями. Большинство тяжелых парков, не обеспеченных штатным транспортом, оставалось на складах далеко от водной преграды.

Парки НЛП, обеспеченные транспортом не более чем на половину, были задействованы на реках при подходе к Днепру, поэтому отстали от войск. Легкие переправочные средства в основном находились на армейских и фронтовых складах. Все это значительно снизило темпы форсирования и расширения плацдармов на противоположном берегу.

Передовые подразделения вынуждены были для форсирования использовать подручные средства: рыбачьи лодки, баржи, самодельные плоты и др. Именно это обстоятельство при форсировании Днепра выдвинуло не совсем верную идею о том, что форсирование водных преград должно начинаться обязательно на подручных средствах и местных материалах. В результате недостатки в техническом оснащении инженерных войск должны были исправлять в ходе форсирования как сами саперы, так и боевые подразделения. А стоило это иногда весьма дорого.

Во втором и третьем периодах войны переправочные средства получили дальнейшее развитие. Наряду с созданием новых (ТМП, ДДП, ДСЛ, МСЛ и т.д.), некоторые переправочно-мостовые средства были модернизированы (Н-2-П, ДМП-42 и др.):

ТАБЛИЦА 6. Кол-во новых и модернизированных переправочных средств РККА за годы ВОВ.
Наименование Создано Модернизировано Всего
Легкие переправочные средства 4 1 5
Понтонные парки 4 3 7
Средства моторизованных переправ 2 - 2
Висячие мосты 1 - 1
ТАБЛИЦА 7. Характеристика основных переправочно-мостовых средств РККА в годы ВОВ.
Наименов. парка Состав парка Паромы Мосты
кол-во полу-понто-нов авто-машин грузо-подъем-ность, кг кол-во время сборки, мин грузо-подъем-ность, кг длина время сборки, мин
Н-2-П 48 68 16 000
30 000
60 000
8
6
2
35
40
55
16 000
30 000
60 000
160
106
64
180
180
180
НЛП - - 5 000 14 30 5 000 139 60
ДЛП 60 32 9 000 10 - 10 000 149 -
ДМП-42 80 88
100
-
30 000
-
12
-
-
30 000
60 000
135
70
-
-
ТМП - - 60 000 6 - 60 000 204 -

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил высокую значимость инженерных войск в вопросе обеспечения преодоления боевыми подразделениями водных преград.

Инженерные средства развивались в ходе всей войны в количественно-качественном отношении. Начиная с 1942 года, особое внимание уделялось созданию тяжелых понтонных парков типа Н-2-П, ТМП для переброски танков и другой бронетехники на противоположный берег для поддержания высоких темпов наступления.

В целом, к концу войны инженерные войска приобрели богатый опыт обеспечения преодоления стрелковыми, танковыми и механизированными частями и соединениями водных преград с использованием табельных и подручных переправочных средств.

Источник: "Техника и Вооружение" №10, 1999